Что будем делать с квалификацией? Специалистам предоставили выбор

В июне этого года СРО из шести российских регионов направили в Минстрой коллективное обращение, в котором говорилось о нецелесообразности введения обязательной независимой оценки квалификации. В июле Минстрой направил ответ заявителям с разъяснением своей позиции — которая, впрочем, была скорректирована по итогам общественного обсуждения.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части систематизации обязательных требований в сферах безопасности строительной продукции, саморегулирования деятельности в сфере проектирования, инженерных изысканий и строительства)» подготовлен Минстроем России в соответствии со Структурой нормативного регулирования общественных отношений в сфере саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности (в сфере строительства), в которой Минстрой России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию, которая была доработана в соответствии с замечаниями рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства и ею согласована. Одним из предложений рабочей группы, которое учтено, было введение в новой структуре нормативного регулирования независимой оценки квалификации специалистов, сведения о которых включаются в соответствующий национальный реестр специалистов.
Установленные в настоящее время требования к таким специалистам не дают возможности оценить реальную квалификацию таких работников. В соответствии с положениями статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации включение сведений о специалистах в НРС осуществляется при подтверждении их соответствия минимальным требованиям, одним из которых является наличие повышения квалификации. Вместе с тем система повышения квалификации в настоящее время развивается по пути коммерциализации. Получение документов о повышении квалификации носит формальный характер и не гарантирует наличие у специалиста соответствующих компетенций и квалификации.
В рамках проведения XVIII Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, была проведена пробная оценка квалификации по теоретической части профессионального экзамена на основе оценочных средств профессионального стандарта «Организатор строительного производства» (утверждён Приказом Минтруда России от 26 июня 2017 г. № 516н, зарегистрирован в Минюсте России 18 июля 2017 г. № 47442) (7-й уровень квалификации). Система контроля за сдачей экзамена соответствовала реальным требованиям: присутствие экспертов, фото- и видеофиксация движений соискателя в целях подтверждения самостоятельного прохождения соискателем экзамена и обеспечения достоверности его результатов.
Прохождение специалистами пробного профессионального экзамена показало недостаточный уровень имеющихся у них компетенций в области организации строительного производства. При проходном балле 70 средний результат экзаменуемых составил 55 баллов, минимальный — 28. Наибольшие баллы получили участвовавшие в пробном экзамене лауреаты конкурса профессионального мастерства в номинации «Лучший организатор строительного производства», сведения о которых включены в НРС, но и они не достигли максимально возможного балла.
Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 г. № 249 в целях выстраивания государственной политики в сфере подготовки высококвалифицированных кадров в Российской Федерации был образован Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, консолидирована деятельность всех институтов государства и общества, направленная на создание целостной системы подготовки высококвалифицированных кадров. К 2020 году сформированы необходимые институциональные основы для работы системы независимой оценки квалификации, в том числе принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации», необходимые подзаконные акты. К реализации указанного механизма строительная отрасль готова в полной мере, в том числе сформированы Совет по профессиональным квалификациям в строительстве и Совет по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства и архитектурно-строительного проектирования, которые наделены соответствующими полномочиями Национальным советом при Президенте Российской Федерации, создана сеть центров по оценке квалификации, утверждены профессиональные стандарты и оценочные средства.
Введение требования прохождения независимой оценки создаёт необходимую мотивацию специалиста в получении новых знаний и компетенций, а объективный механизм независимой оценки позволяет определить реальный квалификационный уровень работников, обеспечивающих качество работ и безопасность строительства.
Концепция перехода к независимой оценке квалификации широко обсуждалась в профессиональном сообществе, одобрена Общественным советом при Минстрое России.
Доработанной по итогам общественного обсуждения редакцией законопроекта предусмотрена возможность по выбору физического лица для подтверждения соответствия минимальным требованиям, установленным Кодексом к специалистам, сведения о которых включаются в национальный реестр специалистов, проходить либо повышение квалификации, либо независимую оценку квалификации.



Добавить комментарий